Посольство Российской Федерации в Уганде
+256 414 34 56 98
+256 78 702 13 50
/

Программа переселения соотечественников

Государственная услуга предоставляется соотечественникам, постоянно проживающим за рубежом и обратившимся в консульский отдел Посольства в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В ГУВМ МВД России функционирует рабочая группа по обеспечению реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. 

Обратиться за консультацией вы можете по телефону: +7 (495) 184-02-25.

Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Информация о государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом


1. Понятие соотечественника.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.05.1999 №99-ФЗ соотечественниками являются следующие категории лиц:

- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (примечание: постоянное проживание за рубежом предполагает отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории России и наличие постоянного вида на жительство на территории Уганды/Южного Судана либо гражданства Уганды/Южного Судана);

- лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

- выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

2. Кто может принять участие в Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 №1289 принять участие в Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмме) может любой соотечественник, удовлетворяющий следующим требованиям:

- дееспособность;

- трудопособный возраст (старше 18 лет и младше 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин);

- постоянное проживание за рубежом (наличие постоянного вида на жительство на территории Уганды/Южного Судана либо гражданства Уганды/Южного Судана, и отсутствие регистрации по месту жительства в России).

Членами семьи участника Госпрограммы, совместно с ним переселяющимися для постоянного проживания на территорию Российской Федерации, могут являться:

- супруга (супруг);

- дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

- дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

- родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

- дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки.

3. Как принять участие в Госпрограмме.

Для принятия участия в Госпрограмме необходимо:

  1. выбрать субъект Российской Федерации, участвующий в Госпрограмме;
  2. ознакомиться с региональной программой переселения выбранного субъекта Российской Федерации, в т.ч. обратить внимание на возможные дополнительные требования, предъявляемые в данном регионе (например, уровень образования);
  3. выбрать вид деятельности, планируемой к осуществлению на территории упомянутого субъекта;
  4. подать в консульский отдел комплект необходимых документов.

4. Виды деятельности, разрешенные участникам Госпрограммы к осуществлению на территории Российской Федерации.

Участник Государственной программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию имеют право:

- осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника;

- получать профессиональное образование, в том числе послевузовское и дополнительное образование;

- заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест;

- заниматься сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством;

- вести личное подсобное хозяйство;

- заниматься иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

5. Комплект необходимых документов.

Для участия в Госпрограмме соотечественник лично подает в консульский отдел Посольства:

  1. Заявление. Заявление заполняется разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета либо на компьютере, без помарок и исправлений.
  2. Оригиналы и копии документов, удостоверяющих его личность;
  3. Оригиналы и копии документов, удостоверяющих личность членов его семьи, включенных в заявление;
  4. Оригиналы и копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;
  5. Оригиналы и копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

6. Информационные ресурсы.

Более подробную информацию можно найти на "Официальном сайте ГУ по вопросам миграции МВД России", а также через "Автоматизированную информационную систему "Соотечественники"".

* * *

Лицо, желающее принять участие в Государственной программе, должно быть признано в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественником, проживающим за рубежом.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача соотечественником заявления на бумажном носителе непосредственно в консульский отдел Посольства.

Соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 196-р.

Заявление заполняется на компьютере без помарок и исправлений и направляется в консульский отдел Посольства по электронной почте rusemb.uganda@mid.ru с темой "Программа переселения" в формате MS-Word для предварительного рассмотрения со сканированными копиями необходимых документов. Заявление может быть заполнено разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета без помарок и исправлений.

При подаче заявления в консульский отдел Посольства лично соотечественник, проживающий за рубежом, одновременно представляет в оригинале и копии следующие документы:

  1. удостоверяющие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;
  2. о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление;
  3. об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются);
  4. 2 фотографии соотечественника в черно-белом либо цветном исполнении размером 35х45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Оформленные на территории иностранных государств документы должны быть снабжены апостилем или легализованы. Документы, составленные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы.

Соотечественник несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, за достоверность представленных документов и полноту сведений, указанных в заявлении.

Соотечественник вправе предоставить указанные документы и информацию по собственной инициативе.

Прикрепленные к заявлению, направленному в консульский отдел Посольства для предварительного рассмотрения, электронные копии документов должны быть пригодными для прочтения, полностью и четко отражать внешний вид и содержание оригиналов документов, в том числе имеющиеся в них буквенные и цифровые надписи, изображения (фотографические, графические, табличные и иные), печати, подписи.

Основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

- нарушение требований к форме и/или содержанию заявления участника Государственной программы;

- текст заявления не поддается прочтению;

- отсутствие (либо непредъявление) какого-либо из документов;

- представленные документы или фотографии не соответствуют требованиям, установленным Административным регламентом;

- в представленных (в том числе в электронной форме) документах (или их копиях) отсутствуют необходимые печати, не имеется надлежащих подписей; тексты документов написаны не разборчиво; фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, адрес их места жительства написаны не полностью; в документах имеются подчистки, приписки, зачеркивания и иные не оговоренные в них исправления; документы (либо электронные файлы их содержащие) имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

Предоставление государственной услуги приостанавливается в случае, если в заявлении выявлены ошибки или неточности принципиального характера. Для возобновления государственной услуги соотечественнику необходимо повторно подать заявление.

В случае выявления ошибок или неточностей в заявлении или разночтений между оригиналами документов и их копиями, заявление списывается, а соотечественнику предлагается устранить недочеты и повторно подать заявление.

Свидетельство участника Государственной программы оформляется и выдается после его согласования компетентным органом территории вселения.

Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Направление соотечественнику уведомления об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы или о согласовании кандидатуры соотечественника для участия в региональной программе переселения осуществляется в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня подачи заявления.

Оформление свидетельства участника Государственной программы осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня подачи заявления и прилагаемых к нему должным образом оформленных документов.

Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы, и члены их семей могут оформить обыкновенные частные визы на срок до трех месяцев. Основанием для получения виз является свидетельство участника Государственной программы, а для членов семьи участника – вышеуказанное свидетельство или его копия, верность которого засвидетельствована в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом участникам Государственной программы и членам их семей, являющимися гражданами или проживающим на территории недружественных государств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 430-р, обыкновенная частная виза может быть выдана в любой третьей стране по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, принятому на основании их письменного заявления. Предоставление документов, подтверждающих наличие у них разрешения на непрерывное пребывание в третьей стране более 90 дней, в таком случае не требуется.

В ГУВМ МВД России функционирует рабочая группа по обеспечению реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. 

Обратиться за консультацией вы можете по телефону: +7 (495) 184-02-25.

С 1 января 2024 года Указом Президента РФ от 22.11.2023 г. № 872 введено понятие «РЕПАТРИАНТ».

Репатриант – это соотечественник, изъявивший желание принять участие в Госпрограмме в порядке, установленном Госпрограммой для репатриантов, из числа:

1. граждан РФ, постоянно проживавших за ее пределами по состоянию на 24 февраля 2022 г.;

2. лиц, добровольно оформившим выход из гражданства РФ;

3. лиц, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР;

4. лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы РФ и имевших соответствующую гражданскую принадлежность

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ В КАЧЕСТВЕ РЕПАТРИАНТА

Вместе с Заявлением заявитель, являющийся репатриантом, представляет:

1. копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, копии документов о семейном положении заявителя и членов его семьи с предъявлением оригиналов этих документов;

2. 2 фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора;

3. копии свидетельств о рождении заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, с предъявлением оригиналов этих документов;

4. копии документов об образовании и (или) о квалификации, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения;

5. один из следующих документов, подтверждающих основание отнесения к репатриантам:

- вид на жительство либо иной документ, подтверждающий постоянное проживание на территории иностранного государства, - для подтверждения постоянного проживания заявителя за пределами Российской Федерации (для граждан Российской Федерации) по состоянию на 24 февраля 2022 г.;

- справка о выходе из гражданства Российской Федерации - для подтверждения выхода заявителя в установленном порядке из гражданства Российской Федерации на основании своего добровольного волеизъявления;

- свидетельство о рождении, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ - для подтверждения рождения (постоянного проживания) заявителя на территории РСФСР и наличия в прошлом гражданства СССР;

- свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы) - для подтверждения наличия у заявителя родственника по прямой восходящей линии, родившегося или постоянно проживавшего на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации и имевшего соответствующую гражданскую принадлежность.

В случае отсутствия документов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, заявители представляют архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов.

Наша электронная почта: rusemb.uganda@mid.ru.

Для участия репатриантов (членов семьи) в Госпрограмме вводятся особые условия. При этом они вправе принять участие в Госпрограмме на общих основаниях.

Репатриантам не требуется подтверждать владение русским языком.

Репатриантам предоставлена возможность выбирать для переселения любой субъект РФ, в том числе, не участвующий в реализации Госпрограммы (например, г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург).

Требования региональной Госпрограммы выбранного субъекта РФ на репатриантов (членов семьи) распространяться не будут, но в то же время репатриантам, получившим статус участника (члена семьи участника) Госпрограммы, не предоставляется право на получение государственных гарантий и социальной поддержки:

1. на компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания;

2. на получения подъемных;

3. на получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством РФ деятельности;

4. на получение жилищной субсидии после приобретения гражданства РФ;

5. на компенсацию расходов на уплату госпошлины за совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода личных документов переселенцев, необходимых для оформления их правового статуса на территории РФ, и (или) подлинности подписи переводчика (при этом сохраняется возможность компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, консульских сборов);

6. иные меры поддержки, предусмотренные региональной Госпрограммой в выбранном субъекте РФ.

Субъекты РФ вправе принимать решения, об оказании репатриантам финансовой и иной помощи.

Заявление об участии в Госпрограмме подается участником только за пределами РФ.

1) Понятие соотечественник (Федеральный закон Российской Федерации от 24.05.1999г. N 99-ФЗ)

Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации (подтверждается видом на жительство иностранного государства).

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: - лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; - выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

2) Государственная программа бессрочна. Регионы вселения, самостоятельно решают сроки своего участия в реализации Государственной программы.

3) Понятие «член семьи участника Госпрограммы» и круг лиц, относящихся к ним, определен пп. «в» п. 6 Государственной программы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637

К членам семьи участника Государственной программы относятся:

- супруга (супруг);

- дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

- дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

- родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе приемные, супруга (супруг) отца (матери) участника Государственной программы и отца (матери) его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

- дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки участника Государственной программы и его супруги (супруга).

Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

4) Срок действия Свидетельства участника Государственной программы - 5 лет. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы. Срок действия свидетельства не продлевается.

5) В пункте 18 заявления об участии в Государственной программе указано - Проживали (пребывали) ли Вы (члены Вашей семьи, переселяющиеся совместно с Вами в Российскую Федерацию) ранее на территории Российской Федерации. В данном пункте, необходимо указать даты и места ПРОЖИВАНИЯ (ПРЕБЫВАНИЯ) заявителя и членов семьи на территории Российской Федерации и цель поездки, а не даты и места пересечения границы.  

Т.к. в форме заявления об участии в Государственной программе утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013г. № 196-Р не указано за какой период необходимо указать факты проживания (пребывания), данную информацию необходимо указывать с момента распада СССР и образования Российской Федерации (с 1992 г).   

Данную информацию заявитель заполняет по памяти, либо обращается лично в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России субъекта РФ с заявлением об уточнении фактов проживания (пребывания) на территории Российской Федерации.

6) После получения Свидетельства участника Государственной программы рекомендуем прибыть в территорию вселения в возможно короткие сроки, но не позднее, чем за 12 месяцев до окончания срока действия свидетельства участника Государственной программы в целях получения на территории Российской Федерации правового статуса (оформление РВП, гражданства РФ) и получения  компенсационных выплат, предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.  

В случае прибытия в территорию вселения в более поздние сроки возникают риски получения отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации вне установленных квот, в оформлении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, а также в соответствующих выплатах в связи с окончанием срока действия свидетельства участника Государственной программы.

7) Копии документов, находящиеся в архивных делах (по которым уполномоченным органом региона вселения принято решение об отказе в согласовании, добровольный отказ участника ГП от участия в ГП) участников Государственной программы, ВЫДАЮТСЯ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА ПРЕДОСТАВЛЕТСЯ БЕЗ ВЗИМАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ИЛИ ИНОЙ ПЛАТЫ!

9) Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности в РФ только после признания их образования в Российской Федерации, в порядке установленным законодательст­вом об образовании. Подробную консультацию по данному вопросу можно получить в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: г. Моск­ва, 127994, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, К-51, ГСП-4, тел.: (495) 104-68-38, 608-74-85, 984-89-19, адрес электронной почты: pochta@obrnadzor.gov.ru.